Иван Владимирович Дворянсков об учебнике «Уголовное право. Особенная часть»

13 апреля 2024
Иван Владимирович Дворянсков об учебнике «Уголовное право. Особенная часть»

И.В. Дворянсков, доктор юридических наук, профессор, научный руководитель Межрегиональной общественной организации «Научный пенитенциарный клуб», председатель Регионального отделения организации по Московской области, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского университета имени А.С. Грибоедова, профессор кафедры публичного и уголовного права Российского нового университета, выступил ответственным редактором учебника «Уголовное право. Особенная часть».

Вопрос: Для каких специальностей и уровней обучения предназначен учебник?

И.В. Дворянсков: Учебник «Уголовное право. Особенная часть» является вторым томом курса уголовного права, подготовленного коллективом авторов под моей редакцией, в соответствии положениями Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, федеральными законами, международными правовыми актами. Подробно рассматриваются понятия, категории и институты Особенной части уголовного права, дается общая характеристика и проводится детальный анализ составов преступлений, исследуются вопросы квалификации преступных деяний. Особое внимание уделяется принципам и особенностям построения санкций в нормах Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Учтены изменения уголовного законодательства, а также использована новейшая научная, учебная и учебно-методическая литература по уголовному праву.

Учебник соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования последнего поколения, предназначен для студентов, курсантов, слушателей, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» и специальностям 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», 40.05.03 «Судебная экспертиза», 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность», а также для судей, работников правоохранительных органов и всех, кто интересуется вопросами уголовного права.

Учебник подготовлен при поддержке справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Вопрос: Какие актуальные для специальности вопросы и новую проблематику отрасли вы рассматриваете в учебнике?

И.В. Дворянсков: Важнейшей функцией государства является охрана интересов общества по обеспечению неприкосновенности и стабильному существованию основных социальных ценностей: личности, собственности, экономической деятельности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, а также – предупреждение преступлений как наиболее опасных форм правонарушающего поведения, снижение влияния криминогенных факторов. Уголовное законодательство имеет в этом отношении особое значение. Во-первых, оно регламентирует основания и формы уголовной ответственности. Во-вторых, гарантирует соблюдение прав и обеспечивает безопасность участников уголовно-правовых отношений, законность, гуманизм, справедливость, равенство перед законом. Исключается применение карательных мер в отношении невиновных, в том числе, в силу возраста или невменяемости, а нарушения этих требований, злоупотребления полномочиями и т.п. преследуются уголовным законом.

Авторский коллектив стоит на следующих позициях. Уголовное право регулирует применение наиболее строгих мер реагирования, в отношении наиболее опасных форм девиантного (отклоняющегося от норм) поведения человека – преступлений. Но это же обстоятельство обусловливает узконаправленный (адресный) характер уголовно-правового воздействия. Не следует рассматривать уголовное право, как панацею от всех проблем общества. Специфика уголовного права состоит в его реактивном характере. Имея дело с уже совершенными преступлениями как событиями прошлого, оно располагает весьма ограниченным ресурсом конструктивного влияния на будущее, в том числе и в аспекте превенции. Поэтому не умаляя значение уголовно-правовых средств, их эффективность во многом обусловлена сочетанием с системой профилактики преступлений и других правонарушений, а также мерами социального, экономического, политического характера, способствующими снижению влияния криминогенных факторов.

В учебнике нашли отражение все правовые новации, а также современные достижения и разработки в области уголовно-правовой науки. Материал изложен в доступной форме, но в то же время не упрощенно, с анализом основных теоретических и практических проблем, а также научной дискуссии по ним. Поэтому его с уверенностью можно рекомендовать в качестве базового учебника по курсу «Уголовное право. Общая часть» как для студентов, курсантов и слушателей учреждений высшего образования и профессиональной юридических вузов и факультетов, обучающихся по программам как по программам бакалавриата, так специалитета и магистратуры.

Вопрос: Каждое поколение студентов отличается от предыдущего. Как в учебнике вы выстраиваете диалог со студентами, используете ли какие-то особенные формы подачи материала?

И.В. Дворянсков: Да, разумеется. Учебник подготовлен в соответствии с образовательными стандартами высшего образования, о чем говорилось выше и вузовской рабочей программой дисциплины. При подготовке учебника ставилась задача не только приводить позитивный материал, но излагать его в проблемном ключе. И хотя это вызывает некоторую критику от коллег, якобы студентам еще рано изучать уголовное право на таком уровне. Однако, я сам уверен убедил всех моих соавторов в правильности такого решения. Замечено, когда обучающийся получает только номинальные знания, он их плохо запоминает, поскольку воспринимает их, как правило, механически. Напротив, будучи вынужден сталкиваться с проблемами, как теоретического, так и практического характера, так или иначе решать их, студент демонстрирует эмоциональный отклик на них, у него создается подлинная личностная мотивация в изучении предмета, в том числе для самостоятельного решения в дальнейшем проблемных вопросов.

Таким образом, учебник отвечает всем потребностям как студентов, так и преподавателей, возникающим в учебном процессе.

Вопрос: Какие темы из представленных в учебнике обычно вызывают у студентов яркий интерес, а какие воспринимаются с дополнительными усилиями? На чем преподавателю стоит сделать акцент?

И.В. Дворянсков: Очень важный вопрос. Не бывает неинтересных (проходных) тем. Все зависит от подготовки и мастерства преподавателя, а также способности заинтересовать студентов, что, разумеется, требует педагогических навыков и даже таланта. Вместе с тем, студентов часто интересуют темы, которые, что называется, на слуху. Это либо актуальные (злободневные) вопросы, либо вечные темы: убийства, изнасилования, мошенничество, должностные преступления и т.п.

При этом акцент преподавателю стоит сделать как раз на тех темах, которые, на первый взгляд, кажутся студентам легкими либо не интересными. Как показывает практика, именно по ним на зачетах и экзаменах больше всего возникает трудностей. К ним можно отнести:

— Преступления в сфере экономики.
— Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
— Преступления против правосудия.
— Преступления против порядка управления.
— Преступления против военной службы.
— Преступления против мира и безопасности человечества.

Вопрос: Есть ли в учебнике материалы в помощь преподавателю и студенту?

И.В. Дворянсков: Да, конечно. Структура учебника облегчает его использование, поскольку каждая глава в учебнике имеет следующую структуру: название, список компетенций, которые должен освоить обучающийся («знать, уметь, владеть»), собственно текст главы, подразделенный на параграфы. В конце каждой главы представлены контрольные вопросы и задания, а также библиографический список, содержащий дополнительную литературу, необходимую для более полного изучения темы, а кроме того – для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, написания семинарских, курсовых, дипломных (выпускных квалификационных) работ.

В конце учебника представлены контрольные тесты для проверки (и самопроверки) знаний после прохождения курса. Также приведены примерные темы докладов и рефератов, что облегчает работу преподавателя со студентами.

Вопрос: Были ли темы, работа над которыми стала для вас вызовом? Как вы думаете, почему?

И.В. Дворянсков: Да, такие были. В учебнике «Уголовное право. Особенная часть» мы с авторами ввели новацию – практически впервые рассмотрели проблему санкций в уголовно-правовых нормах для полноценного анализа классической структуры правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция. К сожалению, в настоящее время, не только в учебной, но и в научной литературе по уголовному праву нет научно обоснованной и общепризнанной доктрины построения уголовно-правовых санкций, и чаще всего подходы к их конструированию являются результатом авторских представлений. Мы взяли на себя смелость восполнить этот пробел. Так появился параграф «Основы построения санкций в нормах Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации» в рамках главы «Понятие, задачи и система Особенной части уголовного права. Теоретические основы квалификации преступлений».

При этом всегда нужно было помнить, что учебник – это единое произведение, независимо от количества авторов. Поэтому мы в самом начале договорились со всеми авторами, что они придерживаются единой точки зрения по дискуссионным научным вопросам, единообразно используют понятия и термины. В случае расхождения взглядов приходилось искать других авторов. Это моя принципиальная позиция как ответственного редактора.

Вопрос: Какие темы в вашем учебнике представлены наиболее полно, а по каким вы бы предложили учащимся поискать дополнительную литературу? Почему вы решили сделать акцент именно на этих тематиках?

И.В. Дворянсков: Учебник «Уголовное право. Особенная часть», как и любое иное издание имеет лимитированный объем, ограниченный с одной стороны, тематическим планом, а с другой – требованиями издательства. Поэтому ряд вопросов требует более глубокого самостоятельного изучения, что в особенности касается тех случаев, когда студент пишет курсовую или выпускную работу. В этих случаях, как уже отмечалось, в учебнике приводится список дополнительной рекомендуемой литературы. Что касается акцента, то я бы рекомендовал сделать его на истории отечественного и зарубежного уголовного права, сравнительном анализе современного российского и зарубежного уголовного законодательства, международном уголовном праве. Более детально следует изучать преступления против личности, на что как раз не хватило объема учебника.


Читать учебник «Уголовное право. Особенная часть» онлайн

Купить бумажное издание учебника «Уголовное право. Особенная часть»

Вернуться в список новостей


Продолжить покупки
В корзину